Накануне нового года Министерство образования и науки Украины презентовало ректорам вузов идеи реформы высшего образования, которая начнется в 2020 году. В частности, в докладе Министра образования Анны Новосад речь шла об изменениях механизмов финансирования и управления учреждениями, а также о расширении возможностей для образования взрослых.

Разработанная Министерством концепция имеет несколько базовых направлений: изменение подходов к распределению бюджетных средств и финансирования в общем, управленческая автономия, обновление правил работы с ректорами, создание новых надзорных органов и расширение возможностей для образования взрослых.

Одной из первых новаций, которая начнет действовать уже с 1 января 2020 года, станет новая формула финансирования высшего образования. Основная идея - снять прямую зависимость финансирования вузов от количества студентов и направить деньги в лучшие заведения, которые будут оцениваться по конкретным показателям.

80% бюджета университеты будут получать гарантированно для базовых расходов, а остальные средства будут распределяться в зависимости от ряда показателей. Среди них: масштаб университета, его позиции в международных рейтингах, объем привлеченных из альтернативных источников средств и тому подобное. Количество студентов станет одним из нескольких, но не единственным критерием распределения средств.

В результате университеты будут иметь больше мотивации повышать собственную эффективность.

Еще одна новация реформы - внедрение индикативной себестоимости обучения. Она предусматривает, что постепенно стоимость обучения студентов-контрактников должна будет вырасти до уровня, который соответствует тому, что за каждого студента-бюджетника платит государство.

Внедрение реальной финансовой автономии для учреждений - также часть реформы.

Это поможет вузам больше зарабатывать на собственных продуктах и отойти от чрезмерной зарегулированности.

Одним из инструментов, по которым учреждения смогут увеличить свои бюджеты, также станет сдача помещений в аренду. Кроме этого, для них упростят процедуру сдачи в аренду и списания устаревшего имущества, а также позволят реализовать избыточное имущество.

Еще одно направление, по которому вузы получат больше финансовой самостоятельности - вопрос заработных плат. МОН планирует отказаться от государственного регулирования количества преподавателей и обеспечить вузам право самостоятельно определять размеры оплаты труда в пределах их смет.

Больше финансовой автономии учреждения также смогут получить выйдя из статуса бюджетного учреждения. В то же время за ними оставят налоговые, таможенные и другие преференции.

Однако большая автономия требует лучших инструментов соблюдения качества управленческих процессов. Именно поэтому вместе с реформой финансирования предполагается реформа управления вузами.

С января 2020-му МОН уже заключат контракты с новоизбранными ректорами по новым правилам - с четкими ключевыми показателями эффективности, которые должен будет достичь ректор. Наряду с большей ответственностью обновленные варианты контрактов предоставят ректорам управленческую автономию. В частности, речь идет о предоставлении им права самостоятельно назначать заместителей, руководителей факультетов и институтов по результатам конкурсного отбора на контрактной основе.

Новации в системе управления коснутся также работы коллегиальных и других органов. План изменений предусматривает исключение несвойственных управленческих функций по полномочиям ученых советов и создание альтернативных - региональных и институциональных наблюдательных советов вузов. Они должны стать органом основателя вуза, который будет формироваться из представителей государства, бизнеса и общественности.

Одной из задач Наблюдательных советов станет мониторинг и аудит экономической деятельности ЗВО после выхода из статуса бюджетного учреждения.

Отдельно в концепции выписаны инструменты для образования взрослых. Так, вузам предлагают присваивать образовательные квалификации по результатам неформального и информального образования, а также внедрить гибкий механизм бюджетного финансирования второго высшего образования.

По информации сайта МОН Украины