Достижение высокого уровня профессионализма лётного состава невозможно без прохождения такого этапа, как тренажёрная подготовка. Только при использовании различного вида тренирующих устройств (авиационных тренажеров) достигается приобретение, поддержание и совершенствование действий экипажа в особых случаях полёта. Кроме того, отработка практических умений и навыков лётного персонала на тренажёрах позволяет снизить себестоимость обучения при обеспечении высокого уровня безопасности полётов.
Тренажёрный центр лётных тренажёров КЛА НАУ создавался одновременно со становлением лётного училища, а в настоящий момент оснащён комплексными тренажёрами самолётов Як-42, Як-40, Ан-24, Ан-26, Л-410 УВП и тренажёрами пилотов самолётов Ан-2 и Як-18Т. Это позволяет не только обеспечивать тренажёрную подготовку курсантов КЛА НАУ, но и производить периодическую тренировку летных экипажей различных авиакомпаний и авиапредприятий Украины, стран СНГ и стран дальнего зарубежья – так, как того требуют документы, регламентирующие деятельность международной гражданской авиации.
Следует заметить, что при всей своей конструктивной сложности летные тренажеры были и остаются только техническим средством, инструментом в руках инструктора, который является основным звеном системы обучения. Поэтому особую ценность КЛА НАУ представляет инструкторский состав тренажёрного центра лётных тренажёров, состоящий из высококвалифицированных пилотов с богатым практическим опытом и большим количеством часов налёта. Высокую оценку их работе выносят экипажи практически всех авиакомпаний, которым довелось сотрудничать с тренажёрным центром КЛА НАУ – Украины, Молдовы, Узбекистана, Грузии, Литвы, Индии, Анголы, Судана, Перу, США и многих других стран.
Лётную подготовку кандидатов для получения свидетельства члена экипажа (FTO), а так же для внесения квалификационных отметок в свидетельство члена экипажа (TRTO) в КЛА НАУ обеспечивает лётная служба, оснащённая необходимым техническим обеспечением и имеющая соответствующий сертификат, выданный Госавиаслужбой Украины.
Высококвалифицированный персонал лётной службы КЛА НАУ осуществляет лётную подготовку курсантов академии и слушателей Кировоградского летного училища в соответствии с нормами ИКАО и Общими Авиационными Требованиями (JAR-FCL), используемыми европейскими государствами.
Требуемый налёт осуществляется на воздушных судах учебного заведения (НАРП-1, Як-18Т, Ан-2, Л-410, Ан-26), а в случае необходимости – на других типах, арендуемых у авиапредприятий в соответствии с заключёнными договорами.
В настоящее время выполняются следующие виды лётной подготовки:
- подготовка приват-пилота (PPL);
подготовка коммерческого пилота (CPL);
- подготовка коммерческого пилота с правом полётов на многодвигательных самолётах по приборам (CPL/MEL/IR);
- кроме стандартной программы выполняется подготовка (CPL/MEL/IR) по специальной укороченной программе работников ГА;
- подготовка инструкторского состава (FI/LI/TRI).
В своей деятельности лётная служба КЛА НАУ использует свой колоссальный профессиональный опыт и многолетние традиции, а так же - новейшие технологии и научные разработки, что является основой её стабильной работы и соответствию требованиям времени.
Начальник АТБ Рыхлицкий Иван Иванович
АТБ ЛА НАУ имеет сертификат организации по техническому обслуживанию, который подтверждает её соответствие европейским требованиям (Part 145).
АТБ ЛА НАУ располагает полным комплексом наземных сооружений, оборудования, обеспечения, необходимого для технического обслуживания самолётов: Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-32 (Б,П), Як-18Т, Як-52, НАРП-1, Л-410УВП(Е), К-10.
В структуре АТБ работает участок лабораторной проверки авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов.
АТБ сертифицирована для выполнения:
- контрольно-восстановительных работ (КВР) на самолёте Ан-2;
- работ по переводу на безремонтную эксплуатацию самолёта Л-410УВП(Е);
работ по Ф-7 (контроль параметров, восстановительные работы) на самолёте НАРП-1.
В подразделении работает высококвалифицированный персонал, сертифицированный на выполнение работ по программам разработчиков воздушных судов и работ по текущему ремонту ВС.
В структуре АТБ функционирует научно-производственный отдел, в котором проходят практику курсанты на авиационной технике в соответствии с их учебными программами.


Качество профессиональной подготовки специалистов по поиску и спасанию во многом зависит от того, насколько эффективно и достоверно учебно-тренировочные занятия моделируют специфические условия предстоящей деятельности. Учебно-тренировочный научно-исследовательский центр поиска и спасания, который сегодня создаётся в лётной академии в соответствии с европейской практикой и стандартами, должен решить задачу формирования всего спектра навыков и умений, необходимых для работы спасателем. Кроме того, здесь же предусмотрена тренировка будущих пилотов действиям, обеспечивающим безопасность экипажа и пассажиров при вынужденной посадке вне аэродрома и навыкам выживания в различных географических условиях.
На сегодня центр, который создаётся, располагает социально-бытовой инфраструктурой, залами, классами и полигонами с природными зонами, позволяющими моделировать специфические условия аварийного приземления самолётов разного класса вне аэродрома: водоёмом, лесным массивом, местностью, позволяющей моделировать фрагменты горных, промышленных и прочих объектов. В составе центра функционируют такие специализированные подразделения:
- кафедра поиска, спасания и авиационной безопасности;
- тренажерный комплекс аварийно-спасательных работ, включающий: тренажерный зал отработки процедур аварийной эвакуации и применения аварийно-спасательного оборудования, тренажерный зал верхолазной подготовки, класс медицинской помощи, тренажерный зал отработки процедур извлечения пострадавших из аварийных транспортных средств и оказания медицинской помощи, тренажерный зал отработки процедур эвакуации, поиска и извлечения пострадавших из воздушного судна среднего класса;
- подразделение поисково-спасательных собак;
- учебный полигон отработки навыков поиска и спасания в завалах;
- учебно-тренировочный полигон автономного существования, выживания, поиска и спасания на суше и на водной поверхности.


В процессе создания тренажерный комплекс специальной физической и психофизиологической подготовки членов аварийно-спасательных команд и тренажёрный комплекс «Лабиринт».


Специалисты КЛА НАУ работают над совершенствованием имеющихся возможностей центра и активно развивают партнёрские отношения с заинтересованными организациями и инстанциями.
Созданы и работают общественные организации «Клуб Экстремаль» и «Клуб служебной авиационной кинологии», а так же совместный с ГО «Красный крест» волонтёрский отряд первой помощи.


Качественное осуществление подготовки новой генерации авиационных специалистов, у которых профессионализм и компетентность объединяются с широтой мышления и неординарностью подходов к научным, производственным и жизненным проблемам, возможно лишь при условии обеспечения достойного уровня научной работы в высшем учебном заведении.
Наука в высшей школе не только неотъемлемая составная частица учебного процесса, как системы передачи знаний будущим специалистам, а также важный источник экономического и социального развития страны, основа создания и введения в практику общества современных технологий.
С первых дней создания Кировоградской летной академии Национального авиационного университета со стороны сотрудников академии осуществлялся поиск новых, более эффективных форм организации научной деятельности, которая базировалась бы на соответствующих положениях Закона Украины “Об образовании”.
У истоков организации научной работы стоял первый начальник училища, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки УССР Андрей Александрович Комаров. Тогда в 1979 году училище начинало с двух хоздоговорных НИР, объемом финансирования 55, 0 тысяч рублей. Однако быстрый рост научного потенциала академии (сегодня работает 41 кандидат и 5 докторов наук) позволил значительно повысить данный показатель.
В период с начала 1991 года и по настоящее время выполнено более 61 госбюджетных научно-исследовательских работ. За эти годы серьезный вклад в научные исследования по проблемам человеческого фактора и по подготовки специалистов внесли кандидат технических наук, профессор, заслуженный работник транспорта Украины Рубец М.И.; доктор педагогических наук, профессор Макаров Р.Н.; кандидат техничсеких наук, профессор, отличник образования Украины Неделько С.Н.; кандидат геграфических наук, профессор, заслуженный работник образования Украины Лещенко Г.П.; кандидат технических наук, профессор Николаев Л.Ф.; кандидат технических наук, профессор Коростылев А.Е.; кандидат педагогических наук, доцент Витряк А.Н.; кандидат физико-математических наук, доцент Бурмистров А.Н.; кандидат технических наук, доцент Лукьянов В.П.; доценты Щеголев В.Е., Марков В.И. и др.
Долговременная научная стратегия, разработанная НИС академии, гласит: “Научное обоснование методологических концепций построения профессиональной подготовки летного и диспетчерского состава, обеспечивающих безопасность, надежность человеческого фактора в особых и критических ситуациях и профессиональное долголетие”.
В особенности необходимо отметить госбюджетные научные исследования, тематика которых направлена на повышение качества профессиональной подготовки авиационных специалистов. Конкретизация этих исследований была определена в:
- безопасности полетов гражданской авиации Украины;
- профессиональной подготовке авиационных специалистов (пилотов, штурманов, диспетчеров службы движения, инженеров);
- разработке тренажерного комплекса управления воздушным движением;
- решение проблем профессионально-психологического отбора и профессиональной реабилитации лиц летного состава;
- усовершенствование методов и средств поиска и спасения пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих бедствие;
- психологической подготовке авиационных специалистов к деятельности в экстремальных условиях и другие.
С 1992 года и по настоящее время финансирования бюджетных научно-исследовательских работ (НИР) осуществлялось Министерством образования и науки Украины и составило близко 1414 тысяч гривен. Годовые планы утверждались Департаментом координации научных исследований высших учебных заведений и сводного планирования.
Все научные работы направлены на повышение уровня подготовки авиационных специалистов в соответствии со мировыми стандартами Международной организации гражданской авиации ІКАО путем усовершенствования учебных планов, программ, применение в учебном процессе новых технических средств обучения, таких, как стендовые и тренажерные устройства, лабораторные установки, компьютерные учебные пособия и другие.
Академия принимала участие в программе Государственного комитета по науке и технике Украины “Профессиональная деятельность и здоровье работников операторского и научного труда в основных отраслях промышленности и сельского хозяйства”.
За последние годы академией выполненны научные работы, которые имеют методологический и практический характер:
1. Исследование перманентной подготовки летного и штурманского состава в рамках международных требований и рыночной конкуренции.
Работа выполнена под руководством профессора Александра Емельяновича Коростылева, отмеченная комитетом Выставки достижений в народном хозяйстве (ВДНХ) и награжденна почетным дипломом и премией, одной золотой и четырмя серебрянными медалями.
2. Научно-теоретические и методологические основы построения целевых моделей авиационных специалистов.
Работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Роберта Никитовича Макарова и получила Грант международного фонда Сороса.
3. Курс теоретической и летной подготовки пилота коммерческой авиации, который разработан на основе “Программы теоретической и летоной подготовки пилота коммерческой авиации”, утвержден Государственным департаментом авиационного транспорта Украины и удовлетворяющей Приложению 1 к Конвенции ІКАО.
4. Учебно-методический комплекс формирования профессиональной надежности диспетчеров к ведению радиосвязи на международных воздушных линиях (МПЛ).
5. Автоматизированный паспорт “Профессиональное здоровье специалиста”, а также критерии и методы диагностики основных параметров, определяющих здоровье и состояние профессионально важных качеств.
6. Бортовая система экологического мониторинга поиска и спасения, которая разрешает выполнять:
- контроль уровня радиационного загрязнения местности в зоне экологических катастроф;
- контроль уровня радиационного фона в зонах Чернобыльской аварии с оперативным изготовлением карт загрязнения;
- контроль уровня химической загрязненности атмосферы и местной экологической стихии (разрыв газопровода, химические выбросы и прочее);
- визуальный контроль и видео съемка больших железнодорожных катастроф.
Основные работы академии по проблеме человеческого фактора с высокой оценкой были приняты международной организацией гражданской авиации ІКАО и международным фондом авиационной безопасности.
В рамках этих научных исследований в академии создана научная школа, возглавляемая д.пед.н., профессором Р.Н.Макаровым, под чьим руководством подготовлено более 50 кандидатов и докторов наук.
К наиболее весомым результатам хоздоговорных НИР нужно отнести:
- руководство по радиотелефонной связи в воздушном пространстве Украины;
- положение по профессиональной подготовке специалистов службы движения Украины;
- положение о высшей квалификационной комиссии специалистов службы движения Украины;
- национальные правила полетов Украины;
- руководство по аэронавигационному обеспечению полетов и службы аэронавигационной информации Украины.
С целью обмена идеями и определения стратегии научного поиска в решении проблем подготовки авиационных специалистов и человеческого фактора, большое внимание в академии уделяется проведению научных конференций, симпозиумов, семинаров государственного уровня, выставкам, изданию научных сборников. Именно они раскрывают потенциал научной мысли и оказывают содействие практическому воплощению достижений науки. Ежегодно в академии проводятся Международные научно-практические конференции, в которых принимают активное участие как профессорско-преподавательский состав академии, так и ученые из Национального авиационного университета (г. Киев), Московского государственного технического университета гражданской авиации, Центра подготовки космонавтов, Института авиационной и космической медицины, Военно-медицинской академии, Военного института физической культуры и другие.
Особое внимание заслуживает научно-практическая конференция по вопросам использования авиации в народном хозяйстве, которая состоялась в октябре 1998 года на базе летной академии.
На конференции были представлены материалы о передовых технологиях, современных препаратах и технических средствах, доказанны высокая эффективность и экономическая отдача авиационно-химических работ. Конференция одобрила деятельность и концепцию развития Кировоградской летной академии Национального авиационного университета по научной и учебно-производственной деятельности выполнения авиационных работ, подготовки пилотов ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) и ходатайствовала перед Министерством образования и науки Украины и Министерством транспорта Украины о создании на базе Кировоградской летной академии Национального авиационного университета Научно-производственного центра по применению авиации в народном хозяйстве с соответствующей материальной и финансовой поддержкой по программе перспективных инновационных проектов.
Проводимые в академии исследования позволили создать ряд монографий, учебников и учебных пособий, усовершенствовать учебные планы и программы, создать новые наукоемкие средства обучения. Результаты исследований регулярно публикуются в сборнике “Научные труды академии” и зарубежных изданиях.
Для объединения научного потенциала занимающегося проблемами человеческого фактора и практического участия в разработке актуальных научных проектов на базе академии создан Региональный межвузовский научно-исследовательский центр по проблемам человеческого фактора, руководителем которого является доктор педагогических наук, профессор Роберт Никитович Макаров.
Накопленный научно-методологический потенциал успешно реализовался в виде изобретений и рацпредложений. Внедрено в производство и в учебный процесс 2064 рационализаторских предложений, которые были направлены на уменьшение трудоемкости работ, улучшение условий работы и техники безопасности, усовершенствование учебного процесса и создание действующих тренажеров.
В отделе “Новые технологии обучения” павильона “Высшая школа” Центра выставок и ярмарок Украины были представлены четыре стенда, созданные рационализаторами академии.
Академия приняла участие в юбилейной выставке “Украина – пять лет независимости” с разработкой автоматизированного моделирующего комплекса “Поток”, который был предназначен для обработки всех типов планов полетов воздушных судов и дляпроведения натурных исследований зон обслуживания воздушного движения на этапе их организации и реорганизации.
Научные работники академии сотрудничают со Словацкой фирмой “ALES” Ltd (производителем автоматизированной системы управления воздушным движением “Letvis”) в области разработки интеллектуальной системы поддержки решений специалиста службы движения для внештатных ситуаций в полете. Специалистами академии выполненны прикладные исследования по проблемам ОВД, на базе которых разработана и введена система формирования и организации потоков самолетов на воздушных трассах и анализу загрузки воздушного пространства в Тюменском регионе. Расширяются научно-технические связи и деловое содружество с вузами других стран и иностранными фирмами. Среди постоянных научных партнеров были:
- Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины Министерства обороны Российской Федерации;
- Иорданский королевский авиационный колледж;
- Московский государственный технический университет гражданской авиации;
- Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.
Основные формы сотрудничества:
- обмен опытом, научно-технической информацией в области первичной подготовки, переподготовки и повышение квалификации авиационных специалистов;
- совместная деятельность по разработке и усовершенствованию организационно-методического обеспечения учебного процесса;
- взаимная стажировка преподавательского и инструкторского состава.
Макаров Роберт Никитович
Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике, Транспортной академии Украины, Российской академии гуманитарных исследований, Аэрокосмической академии Украины, президент Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике, первый вице-президент Аэрокосмической академии Украины.
Свыше 5 лет возглавлял совет экспертов-психологов стран СЭВ. Автор свыше 600 научных трудов. С рядом из которых можно ознакомитьсяздесь. За основные труды удостоен премии фонда Сороса. Роберт Никитович Макаров – главный редактор, председатель совета издания международного проекта«Человек в измерениях ХХ века», автор издания. Основоположник идеи, структуры и содержания данного проекта. С этой целью им был организован Региональный Межвузовский центр по проблемам человеческого фактора в Украине и Международный институт проблем Человека в аэрокосмических системах, объединивший ведущие учебные заведения и свыше 250 крупных ученых по различным аспектам проекта. Член двух специализированных Советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогике, инженерной психологии и психологии труда. Им подготовлено 64 кандидата и 8 докторов наук.
|
Рождение Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике происходило под воздействием тех социально-политических процессов, которые вызвали у новорожденных капиталистов неудержимую активность безжалостного и безответственного разворовывания фундамента величайших достижений человечества.
В головы более двух миллиардов человек усиленно вбивалась перевернутая картина мира: «демократические войны», «умные бомбы», разбои, насилия, открытый секс и т.д. Олигархи, реально ограбившие свою Родину и свой народ, были возведены в ранг величайших добродетелей, представляющих рабочие места. В результате «перестройки» под руководством «стратегических» лидеров современности страна была втянута в преступную деятельность по уничтожению научно-технического потенциала государства, державшего штурвал передовых достижений цивилизации. В один миг появились Президенты сразу полутора десятков государств, и разрезали по живому единый механизм, включая судьбы людей, их благосостояние, мораль, совесть, надежды и будущее. После распада Советского Союза, одной из доминирующих стран ХХ столетия, крупнейший научный потенциал оказался в нищенском положении, без перспектив на быстрое восстановление. Этот фактор заморозил практически все гениальные исследования и тем самым приостановил научно-техническое развитие бывших республик Советского Союза. Но наиболее печальным оказалось то, что научный потенциал мирового уровня остался не востребованным. Социально-политические границы стали преградой совместной работы ведущих ученых бывшего Союза. Появилась ностальгия по общению, чувство обиды и ненужности. ![]() Большая часть видных ученых покинула пределы бывшей супердержавы, часть утратила интерес к научным исследованиям. Крупнейшие ученые, определяющие лицо современной цивилизации, оказались разбросанными и обездоленными, отодвинутыми социально-политическими условиями на задний план. Остановимся кратко на истоках создания академии. В 80-х годах ХХ столетия по отдельным аспектам человеческого фактора на базе Кировоградского высшего летного училища гражданской авиации (позднее Кировоградской летной академии Национального авиационного университета) были проведены широкомасштабные международные научные конференции, что позволило наладить тесные научные контакты с Научно-исследовательским институтом авиационной и космической медицины (Москва), и прежде всего с выдающимся ученым ХХ столетия, академиком, доктором медицинских наук, профессором Владимиром Александровичем Пономаренко и его учениками. Результатом тесных научных контактов явилось создание международного объединения, что позволило посмотреть на деятельность человека в аэрокосмических системах в интегрированном целостном виде. Образовавшаяся совместная научная школа дала возможность к середине 90-х годов ХХ столетия создать мощный интегративный интеллект, в состав которого входили ученые из Научно-исследовательского института авиационной и космической медицины и Кировоградского высшего летного училища гражданской авиации. Умы, оставшиеся в отечестве без какой-либо поддержки со стороны государства, были объединены на базе Международной академии Человека в аэрокосмических системах. ![]() Новый научный центр стал тем стимулом, который должен был привести в движение огромный комплекс, находящийся в состоянии застоя. На учредительном собрании вице-президентом Международной академии Человека в аэрокосмических системах был избран Р.Н.Макаров. Место президента оставалось вакантным. Спустя полгода на базе Государственного научно-исследовательского института авиационной и космической медицины Министерства Обороны Российской Федерации, который являлся местом базирования Международной академии, была проведена крупнейшая международная конференция с участием ученых из области авиационной и космической медицины, психологии, эргономики, инженерной психологии, педагогики и других научных направлений. Во время ее проведения был переизбран руководящий состав академии. Президентом Международной академии Человека в аэрокосмических системах был избран доктор педагогических наук, профессор Макаров Роберт Никитович. Почетным президентом был избран доктор медицинских наук, профессор Пономаренко Владимир Александрович. Международная академия Человека в аэрокосмических системах ставила перед собой цель собрать под своим крылом ученых аэрокосмического направления. Особо следует отметить тот факт, что согласие на создание Международной академии Человека в аэрокосмических системах было получено, прежде всего, от Владимира Александровича Пономаренко. Оно определило стратегию организации ученых. Его примеру последовали ученики: крупнейшие ученые в области авиационной и космической медицины, психологии, эргономики, инженерной психологии и др. ![]() В настоящее время Академия объединяет научный потенциал, способный провести крупномасштабные исследования по самым актуальным научным проблемам. С 1997 года академия издает Вестник, с изданиями которого можно ознакомиться здесь, где публикуются научные труды Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике по самым актуальным проблемам современной аэрокосмической науки. |