Методическая литература для курсантов, действующих пилотов и диспетчеров

1. Расчет безопасных траекторий полета в районе аэродрома, Учебное пособие, автор В.И.Марков, ГЛАУ, 2000 г., 330 с.
2. Картография и основы геодезии. Методические рекомендации к выполнению КУР, авторы В.В.Герасимчук, А.И.Жалинский, ГЛАУ, 2006 г., 30 с.
3. Навигация воздушных судов с применением GPS. Учебное пособие, автор В.И.Марков, ГЛАУ, 2001 г., 160 с.
4. Навигация и радиосвязь на международных воздушных линиях. Учебное пособие, автор В.И.Марков, ГЛАУ, 2002 г., (переиздан в 2003, 2004, 2005 гг.) 320 с.
5. Воздушная навигация. Учебник. Автор В.И.Марков, ГЛАУ, 2003 г. (переиздан в 2006 г.) 730 с.
Краткие сведения по учебнику "Воздушная навигация" (2006 г.)
В книге органически совмещены теория и практика современной и перспективной навигации воздушных судов, которая способствует не только ее изучению на первых этапах учебы, но и при возобновлении знаний действующих авиационных специалистов.
Структура учебника:
Раздел 1. Единицы измерения навигационных величин. Земля, глобус, координаты точек. Короткая информация о назначении и содержании 17 видов аэронавигационных карт ICAO.
Раздел 2. Навигационные элементы полета – ознакомление с принятыми для измерения высот уровнями отсчета, системой эшелонирования, системами измерения курса и скорости. Изучение навигационной характеристики ветра и способов учета влияния ветра на полет ВС. Изложены правила и порядок ведения визуального ориентирования, навигационных расчетов для выполнения полета за маршрутом, средств и схем мероприятия на посадку.
Раздел 3. Радионавигация. Методы и средства контроля пути ВС относительно заданной траектории полета - рассмотрены разные типы угломерных, дальномерных, угломерно-дальномерных радионавигационных систем. Способы контроля и исправления пути воздушных судов. Приведена теоретическая суть идеи измерения параметров движения объекта с помощью глобальных спутниковых систем навигации, а также алгоритмы, которые используются при программировании и реализации заданных траекторий полета с помощью ПРМ-GPS.
Раздел 4. Автоматизирована навигация ВС – рассмотрены основные принципы автоматизации навигационного и пилотажного режимов, подготовка к выполнению полетов с применением пилотажно-навигационного комплекса, определения участков маршрута, оптимальных для коррекции автоматически счисленных координат. Дается краткий обзор навигационного оборудования современного самолета.
Раздел 5. Методика определения эксплуатационных минимумов для взлета и запада на посадку гражданских воздушных судов и примеры расчета: OCH/A, MDH/A, DH/A. Оптимальная методика изучения теории и практики расчета задач, решаемых с целью навигационного обеспечения поисковых работ.
Конструкция учебника благоприятна для вдумчивого чтения и осмысления, особенно на главном этапе учебы – этапе самообразования. Книга используется как учебник для курсантов и слушателей высших и средних учебных заведений гражданской авиации, а также преподавателями высших и средних учебных заведений и летным составом гражданской авиации и ВВС.
Текст учебника изложен методически и системно, о чем свидетельствуют достаточно большое количество эталонных расчетов и примеров для самостоятельной работы, а также связи теории с практикой. Книга имеет весомое значение при подготовке специалистов летных специальностей: пилот, штурман и специальностей связанных с руководством и обслуживанием воздушного пространства – авиадиспетчер, инженер по аэронавигационному обеспечению полетов.
Краткие сведения по содержанию учебника "Навигация и радиосвязь на международных воздушных линиях"
Назначением учебника, является предоставление постепенного и развернутого преподавания теории воздушной навигации на основе применения современных методов и средств контроля пути в различных метеорологических и аэронавигационных условиях. Этот учебник адаптирует традиционную теорию воздушной навигации к новым Стандартам и рекомендациям международной авиационной организации ІСАО.
Учебник написан в соответствии с программой учебной дисциплины "Воздушная навигация и аэронавигационное обеспечение полетов", которая преподается в авиационных высших учебных заведениях гражданской авиации.
В основном тексте учебника методически обработанные и систематизированные автором теоретические и практические аспекты материала, указанной дисциплины. С целью достижения возможности самообразования, в конце каждой структурной части книги размещены контрольные вопросы. Изменения в теоретическом материале спец. дисциплины вызвало внедрение бортовых систем предупреждения столкновений воздушных судов (TCAS) и систем раннего предупреждения приближения земли (СРППЗ-2000). Кроме этого публикации по использованию аэронавигационной информацией ICAO, которые существуют рассчитанные на специалистов авиакосмической области, поэтому не могут успешно использоваться в учебном процессе в качестве учебной литературы. Книга, которая рецензируется, в значительной мере решает эту проблему.
В качестве примера мотивации к усвоению курсантами теоретического материала можно привести анализ случаев сближения воздушных сосудов по причине неправильной оценки экипажем информации, поступающей от системы TCAS. Приведены конкретные примеры использования Сборника JEPPESEN на этапах подготовки к выполнению полета по маршруту. Приведенные примеры изложения теории навигации будут оказывать содействие формированию практических навыков и привычек логического мышления в подобных аэронавигационных обстоятельствах. Теоретическое изложение материалов в учебнике имеет четкие физические толкования принципов, методов и структур навигационных систем, технологических процессов, которые используются экипажами ВС на различных этапах подготовки и выполнения полета. Книга хорошо иллюстрирована, что оказывает содействие более глубокому усвоению материала.
|