Этот настойчивый юноша, уверенный в своих силах и способностях, потратил немало времени, блуждая по всемирной паутине Интернета, в поисках достойного применения своих знаний и умений. И его упорство достигло желаемого результата. Специалисты компании Lufthansa, изучив присланную им анкету, сочли кандидатуру украинского курсанта вполне достойной для участия в их конкурсе. Андрею предложили пройти ряд тестов и подтвердить свой профессиональный уровень. Успешно преодолев все испытания, курсант ГЛАУ получил приглашение на практику в Германии и стипендию от компании Lufthansa на весь срок её прохождения. Вернувшись с трехмесячной практики в компании Lufthansa (Франкфурт на Майне), Андрей Дворцов согласился поделиться с читателями газеты "Старт" своими впечатлениями:
“Моя практика проходила в отделе по техническому обслуживанию воздушных судов компании Lufthansa Technik AG. В мои ежедневные задания как практиканта входил сбор информации о проделанных специалистами фирмы работах для самолетов фирм-заказчиков и выполненных ими услуг. А также оценка их стоимости. Простыми словами, нужно было выяснить, сколько те авиационные фирмы, самолеты которых ремонтировались Lufthansa во Франкфурте, должны были заплатить. Кроме того, мне было поручено выполнение различных оценок и составление отчетов по качеству обслуживания ВС, количеству задержек, так называемых Delays в планах полета и выяснение их причин. Работа была интересной, хотя и требовала определенных затрат времени.
Интересно было также познакомиться с самой немецкой системой образования после общения с другими немецкими практикантами. Оказывается, что в Германии средняя школа заканчивается в 19-20 лет, и где-то в этом возрасте у них поступают в университет. Учеба длиться в Германии от 5 до 7 лет, в зависимости от выбранной специальности, ну и, конечно, индивидуальной успеваемости студента. И когда я сказал, что мне сейчас только 21 год и этим летом я уже буду заканчивать 5 курс и соответственно мое обучение в высшем учебном заведении у меня дома, в Украине, то этот факт вызвал, по меньшей мере, большое удивление среди немецкой молодежи. Что же касается обучения на такие нам привычные в нашей академии специальности, как пилот либо диспетчер, то на каждую из них весь курс обучения не превышает 24-25 месяцев, т. е. 2 лет.
Мне посчастливилось побывать на экскурсии в Академии в городе Ланген под Франкфуртом, где ведется подготовка специалистов-диспетчеров. Прием на обучение у них начинается с большого однонедельного теста, проводящегося специальной комиссией в Гамбурге. Тест состоит из отдельных блоков, по мере прохождения которых, "отсеивается" определенное количество претендентов. Сначала проводят общий тест на логику мышления, математику, пространственное мышление. Кандидаты, прошедшие этот тест приглашаются на следующий день для прохождения особого теста на выявления способности у студента выполнять качественно несколько задач одновременно за компьютером. Например, одной рукой рисовать какую-то фигуру, а другой, прослушивая набор разных цифр и услышав, к примеру, цифры 5, — всегда нажимать на зеленую кнопку. И другие подобные тесты.
Счастливчики, прошедшие этот этап, тестируются на знание английского языка. Кроме того, под наблюдением группы психологов проверяются их коммуникативные качества, стрессоустойчивость и способность к эффективной работе в команде.
В предпоследний день всего теста проводится индивидуальное собеседование с претендентом, где обсуждаются различные пункты из биографии человека, а также его мотивация к выбору профессии диспетчера. Ну и в заключение всего этого следует медицинское обследование.
Конечно, из большого количества желающих после данного теста из 100-200 человек проходят весь тест около 10-15, из которых и формируют учебную группу. В течение первых 6 месяцев обучения изучаются теоретические основы воздушного движения, основы международного летного права, технология и фразеология диспетчерского обмена. После сдачи первого теоретического экзамена приступают уже к непосредственной практике на диспетчерских тренажерах, которые, на мой взгляд, особо ничем не отличаются от тренажеров в нашей академии. По окончанию 13 месяцев обучения на базе академии, и сдачи внутреннего академического экзамена, студенты, в зависимости от личных пожеланий, а также успеваемости в процессе обучения, личных пожеланий, а также успеваемости в процессе обучения, посылаются в определенный действующий аэропорт. Там на протяжении всего последующего года обучения они проходят стажировку и обучение уже непосредственно на своем рабочем месте. В случае успешного обучения и сдачи в конце второго года практического экзамена, во время которого студенту дается возможность на протяжении определенного времени непосредственно выполнять свои функции, т. е. управлять воздушным движением без подсказок либо присутствия тренера, такому студенту уже гарантировано это рабочее место.
В этом и заключается принцип самого обучения, что, проводя такой жесткий отбор при поступлении и самом процессе обучения, в любой момент в случае неудачи студент может быть отчислен. Но, тем не менее, в случае успешного окончания такого нелегкого обучения, тем немногим студентам, которые прошли все до конца, уже гарантировано их рабочее место.
На мой взгляд, сложно сказать, какая система обучения лучше или является более эффективной: наша украинская или немецкая. На этот вопрос о сравнении я всегда отвечаю, что они не лучше и не хуже, а просто разные. В каждой есть, конечно, как свои плюсы, так и минусы. И для повышения эффективности образования в будущем необходимо, по-моему, развитие первых и изменение последних”.